А помнишь, как…
…ты обвинила меня в краже брошки, а я её не трогала?
…вы договорились со мною не разговаривать? Всем классом, без причины, просто так…
…ты обещал купить мне на день рождения велосипед, а купил куртку? А я делал вид, что рад.
…моего щенка отдали соседке…
…выбросили мои фантики…
…смеялись, когда я поскользнулась и упала в грязь…
Мы вспоминаем и смеемся, надеясь, что уже не больно. Вместе с нами смеются наши обидчики. Но боль вдруг вспыхивает с новой силой - детские обиды живучи.
Ну, что с того: случай вроде ерундовый, да и лет прошло сколько?! И ничего трагического не произошло…
…брошку нашли через несколько лет за подкладкой твоего пальто.
…бойкот длился всего неделю, а потом, как ни в чем не бывало.
…велик купили через два года, но я на нем почти не катался.
…щенок заболел.
…я перестала собирать фантики. И вообще больше ничего не собирала.
…я смеялась вместе с вами. И научилась прятать свою обиду.
Детские чувства не постигаются умом. Взрослые объяснения тонут в море боли, фразы «…и нечего тебе обижаться!», «Ты что надулся?», «На обиженных воду возят!» бьют наотмашь, и ребенок понимает, что он одинок. Не понят. Высмеян. Унижен. Продолжение может быть разным, но оно будет обязательно.
Непроявленные чувства найдут свой выход. Например, такими способами:
«Собирание обид» - коллекция, которая заводится вместо выброшенных фантиков. Ребенок становится очень внимательным к поведению окружающих - он ждет, когда его обидят! И чувство начинает возникать даже по самым незначительным поводам - не так посмотрели, спросили последним, отрезали самый маленький кусок… Ребенок становится грустным, пассивным, безучастным. А взрослые - спектакль рассчитан именно на них - озадачены и растеряны: «Что случилось?». Ребенок не плачет, не требует и не просит, он даже в обиде не признается, он просто печален. И в ответ на это возникает чувство вины - мы что-то сделали не так! Если ребенку удается «обвиноватить» своих обидчиков, то он отомщен. Так появляются на свет Мученики - люди, которые добиваются почти всего при помощи демонстрации своей печали.
«Все хорошо!» - привычка глотать обиды, делать вид, что ничего не произошло. До моих чувств никому нет дела, люди любят веселых детей. Проглоченные чувства чаще всего застревают в горле, оно начинает болеть. Взрослые недоумевают: от чего? Даже летом! А ребенок ходит с опухшими железками, хрипит, с трудом глотает. Потом вырастает для всех приятный, воспитанный, доброжелательный, слова грубого не скажет. И безотказный, и безответный. Только у близких и тех, кто находится часто с ним рядом, возникает непреодолимое желание стукнуть его посильнее - словом ли, делом ли, поступком, взглядом. Но в ответ лишь улыбка, или вообще никакого ответа. Бывают слезы, но одинокие, тайком в подушку.
«Эффект пароварки» - накопленные обиды создают непреодолимое внутреннее напряжение и ребенок «взрывается». Это может быть истерика, может быть ярость. В любом случае последствия ужасны. Принародная истерика моментально создает репутацию «псих ненормальный», а после реакции гнева еще добавляются разрушения, испорченные отношения, а иногда и непоправимые трагедии. Ребенок пугается своих чувств, пытается их не показывать и все идет по кругу: спрятанная обида, еще одна, и еще, а потом взрыв. С возрастом сценарий мало чем изменяется, разве что интервалы становятся подлиннее, а последствия пострашнее: увольнения с работы, разводы, потеря друзей, одиночество.
Во всех этих сценариях одно общее - обида числится в «плохих» чувствах. Когда-то это случается в первый раз и ребенок получает ответ от окружающих: обижаться плохо, мы тебя таким не любим.
|