Практический психолог ЭУВК№5: Котляревская Елена Александровна

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Август » 29 » ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ У РОДИТЕЛЕЙ ( Ш Н Р ).
15:52
ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ У РОДИТЕЛЕЙ ( Ш Н Р ).

ШКОЛЬНЫЙ НЕВРОЗ У РОДИТЕЛЕЙ ( Ш Н Р ). 

Если у человека есть дети, а тем более, дети школьного возраста, то жизнь подчинена школьному распорядку. И для таких людей 1е сентября – не начало нового месяца, не начало осени, а начало нового учебного года. 

И это значит, что родитель вместе с ребенком выполняют требования школы по режиму дня, выполнению домашних заданий и даже внешнему виду ученика. Не все родители и не все учащиеся легко встраиваются в эту систему. На проблемы с адаптацией ребенка к школе обратили внимание лет 20 назад и с этого же времени в школах появились психологи. Но глобально ситуация с обучением школьника остается сложной как для самого ребенка, так и для его родителей. 

С 60-70 х годов ХХ века стали говорить о школьном неврозе как об устойчивой дезадаптации и стрессе, который ребенок испытывает в школе. Данный невроз проявляется в постоянной тревоге, страхах, сниженном настроении, плаксивости из-за необходимости посещать школу или из-за плохих отношений с конкретным педагогом. Часто такой невроз развивается из-за: 

-конфликта с учителем; 

-трудностях в общении и конфликтах с одноклассниками; 

-врожденных особенностях нервной системы ребенка: утомляемости, тревожности, страхах, которые проявлялись и в дошкольном возрасте; 

-особенностях воспитания ребенка в семье: попустительстве со стороны родителей, воспитании по типу «кумира семьи», непоследовательном воспитании, когда у ребенка не формируются навыки саморегуляции и нет четкого представления о приемлемом и неприемлемом поведении. 

Стоит добавить, что склонность к развитию невроза может наследоваться от одного или от обоих родителей. Также проявления школьного невроза у родителей во время собственного обучения в школе, является фактором риска развития школьного невроза у ребенка. 

Родители и семья ребенка являются той территорией, где должно быть тепло, безопасно и предсказуемо. Если отношения между родителями конфликтные, или у кого-то из родителей был негативный опыт учебы в школе, то вероятность появления школьного невроза у ребенка становится гораздо выше. 

Что же такое «Школьный невроз родителей» (ШНР)? Я беру этот термин в кавычки, т.к. не уверена, что серьезная академическая наука занимается исследованием этой проблемы. ШНР проявляется в тревоге, опасениях за успешность собственного ребенка в школе, его успеваемость, отношения с одноклассниками и учителем (в начальной школе) или учителями в средних и старших классах. 

В основе развития любого невроза лежит объективная невозможность изменить ситуацию и субъективное отношение к этой ситуации как к тяжелой или катастрофичной. Применительно к ШНР, могут появляться следующие мысли: «Мой ребенок идет учиться (в школу). Я его люблю и сильно беспокоюсь, как он сможет ладить с учителем и одноклассниками, сможет ли легко справляться с программой? Если мой ребенок будет не таким успешным, как я ожидаю, то это будет слишком тяжело для меня». 

При возникновении классического невроза необходима травмирующая ситуация, в которой человек чувствует свою беспомощность. Современная российская школа в крупном городе является закрытой организацией, живущей по своим правилам и нормам. Тем более, что долгие годы идет реформа школьного образования, что тоже усиливает тревогу и неопределенность родителей. Невозможность контролировать ни школу, ни конкретного педагога, часто приводит к тому, что родители чувствуют свою беспомощность при взаимодействии со школой. И беспокойство только увеличивает уровень стресса, который с течением времени может переходить в хронический стресс и на его основе будет развиваться невроз. 

Современная городская жизнь отличается высоким темпом и успешные (реализованные) родители в обычной жизни испытывают более высокий уровень стресса и без учета школьного обучения собственных детей. Такие родители ожидают или даже требуют высокой успеваемости, проявляют больше раздражения, чем тепла и поддержки к своим детям и все это запускает порочный круг развития невроза как у родителей, так и у детей. Успешным и активным родителям, устающим на работе, бывает трудно проявлять терпение и оказывать психологическую поддержку собственным детям. И, к сожалению, хорошие бытовые и материальные условия жизни при высокой занятости и переутомлении у родителей не способствуют появлению саморегуляции у детей и не учат справляться со своими трудностями. 

Ребенок любого возраста, да и взрослый, хотят быть хорошим для своих близких и нуждается в эмоциональном принятии и психологической поддержке. Родителям с ШНР бывает трудно замечать незначительные успехи своих детей. Длительный стресс, а тем более невроз, сказываются на особенностях мышления человека. Также в результате переутомления взрослый может не замечать простые способы разрешения школьных трудностей ребенка. Может проявляться «черно-белое мышление», когда воспринимаются значительные улучшения и необходим только идеальный вариант разрешения ситуации. 

Можно много писать о причинах возникновения ШНР и последствиях такого состояния для родителей и детей. Мне, как специалисту-практику, хочется сосредоточиться на актуальном вопросе, который регулярно возникает у моих клиентов: «Что с этим делать?». 

1.К сожалению, невозможно выбрать идеальную школу. При этом стоит помнить, что именно родители обеспечивают безопасность ребенка. В случае возникновения сложностей у ребенка, учителя и администрация школы должны знать о позиции родителей. Не все трудности, которые возникают у ребенка в школе (даже в старших классах) он может разрешить самостоятельно! 

2.Если при возникновении проблем и при попытках их разрешения с учителем (администрацией школы) ничего не меняется, то стоит подумать о переводе ребенка в другую школу. Перевод в новую школу стоит согласовывать с ребенком, особенно, если он старше 10-11 лет. 

3.Необходимо учитывать особенности развития и здоровья ребенка. У любого человека большое количество врожденных качеств, например, активность, стрессоустойчивость, склонность к тем или иным предметам (часто она проявляется в возрасте 12-15 лет) и пр. Если у ребенка нет склонностей к занятиям спортом или аккуратности, и родители тоже не имеют этих качеств, то не стоит ожидать от ребенка выдающихся способностей в этих сферах. Возможно, через какое-то время у вашего ребенка проявятся собственные задатки. 

4.Дети долго растут и формируются. Поэтому важно оставаться терпеливым и внимательным родителем. Распространенная рекомендация о том, что собственного ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был раньше. Темпы роста и успеваемость родителей, братьев, сестер и одноклассников могут существенно различаться. И сравнение возможностей собственного ребенка с другими только увеличит тревогу и не вызовет желания больше стараться. Стоит рассказывать, делиться своим школьным опытом: удачами, трудностями, тем, как вам удалось пережить школу и стать тем, кто вы есть. 

5.Важно, чтобы к окончанию школы у ребенка было желание и силы продолжить обучение. Последние несколько лет начали проводить исследования по эмоциональному выгоранию школьников. Такие исследования проводятся в странах, где высокая интенсивность обучения, конкуренция между детьми начинается уже в школе и недостаток социальной поддержки. Особенности эмоционального выгорания школьников проявляются в том, что им трудно (или невозможно) учиться дальше и совершенно нет сил и мотивации для своей профессиональной реализации после школы. 

Школьные годы являются временем взросления наших детей. Маленькие ребятишки вырастают, узнают и получают новые знания, они учатся выбирать себе друзей и ладить с разными людьми. В этот же период у них появляются стойкие интересы, которые могут стать будущей профессией. И даже первая влюбленность может приходиться на это время. Ребенок растет, взрослеет и решает множество задач. 

Психологами доказано, что дети растут и получают собственный жизненный опыт подражая своим родителям. Характер и привычки родителей сказываются на воспитании и влияют на самооценку ребенка. Родительские тревога и неврозы будут транслироваться детям и влиять на их жизнь и становление характера. При ШНР стоит обращаться за психологической помощью, разбираться в причинах собственной тревоги и учиться с ней справляться. Дети нуждаются в мудрых, терпеливых и любящих родителях! Вложения в собственное психологическое благополучие вернутся улучшением качества собственной жизни, здоровья, гармонизацией семейных отношений и, конечно, благополучием собственных детей. 

Просмотров: 60 | Добавил: lenusida | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Часики
Поиск
Календарь
«  Август 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Википедия
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Сделать бесплатный сайт с uCoz