Необходимая
похвала.
Если взрослые нуждаются в похвале, которая, как
лекарство, лечит от уныния, ободряет и дает сил, то что же говорить о детях?
Психологические исследования дошкольников и младших
школьников продемонстрировали, что дети этих возрастных категорий в своих
поступках в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, а не на
собственные представления о моральных нормах и ценностях. Поэтому, если
рассматривать похвалу с точки зрения пользы для воспитания, ее можно считать
мощным оружием педагогического воздействия ближней и средней дальности.
Услышав добрые слова в свой адрес, ребенок в следующий
раз постарается поступать так же, чтобы получить поощрение. Таким образом, в
его мировоззрении формируется система координат: что такое хорошо и что такое
плохо.
Похвала является одним из способов выражения любви и
признания взрослыми. Ребенок видит, что его ценят и уважают, и это придает ему
уверенность, повышает самооценку. Вот почему важно хвалить ребенка не только за
результат, но и за намерение, желание что-то сделать. Получив подобный стимул,
ребенок обязательно добьется успеха. Дети от природы еще слабы, легко
расстраиваются, пасуют перед трудностями. А главное, оценка взрослых является тем строительным
материалом, из которого в представлении ребенка постепенно складывается его
собственный образ. Откуда ему знать, какой он на самом деле? Никаких особых
свершений, объективных доказательств его состоятельности у него нет. Он не
успел толком проявить себя ни на каком поприще, способность к самоанализу пока
не развита. Поэтому основные «кирпичики», из которых строится детский образ
«я», это слова.
Если ребенок постоянно слышит, что он то делает не так
и это не этак, он начинает себя считать неряхой, неумейкой, тотальным
неудачником. Одни дети, как улитка, прячутся в свою раковину, у них развивается
повышенная застенчивость (которая опять-таки не нравятся родителям). Другие,
побойчее, бунтуют, своевольничают, злятся, вредничают, кривляются, идут в
разнос. И вскоре создается замкнутый круг. Ребенок ведет себя настолько плохо,
что хвалить его реально не за что, да и не хочется. Однако без этого улучшений
не будет. Как говорится, без вариантов.
Похвалой мы устанавливаем для ребенка ту или иную
систему координат. Жизнь для малыша - это безбрежное море. Он часто теряется,
еще не освоив правил и норм поведения в обществе. Нам предстоит привить ему
определенные ценности, и мы своей похвалой даем малышу правильные ориентиры. К
сожалению, многие взрослые недопонимают воспитательного значения похвалы или
применяют ее однобоко: в основном хвалят детей за успехи в обучении.
Учеба, конечно, дело важное, но, во-первых, далеко не
все дети добиваются блестящих успехов в обучении. Соответственно и похвал им
перепадает меньше, чем более способным сверстникам. В подобных случаях
чрезмерная фиксация внимания на учебе нередко дает обратный результат. Остро
переживая свою неуспешность, ребенок начинает увиливать от занятий. Чем,
естественно, вызывает нарекания. Быстро образуется порочный круг, в результате
чего проблемы ребенка будут только усугубляться.
А во-вторых, зададимся вопросом: какие качества мы
выделяем как особо ценные, хваля детей за успехи в учебе? Ну, конечно, в первую
очередь ум, сообразительность, стремление к знаниям. Но, делая упор лишь на
это, можно вырастить черствого, амбициозного эгоиста.
Не способствует похвала за хорошую учебу и развитию
многих других качеств, без которых трудно надеяться на успешную социализацию
ребенка. Речь идет о миролюбии, об уживчивости в коллективе, чуткости,
заботливости, верности. А как воспитать в мальчике специфические мужские
качества или в девочке - женские, если основное, на что их нацеливают, это, в
общем-то, бесполая роль ударника учебы?
Старайтесь хвалить ребенка разнообразно, не ограничивайтесь
словами «умница» и «молодец». Давайте понять, что у него много достоинств и
много возможностей проявить себя с хорошей стороны.
Хвалите не за отдельные оценки, а за старательное
выполнение уроков или активную работу в классе. Ребенку важно осознавать, что
вы цените его заслуги, а не щедрость учителя
Подчеркивайте значимость для вас и для ребенка
отдельных событий его жизни, например: «Теперь ты у нас первоклассник - совсем
взрослый и самостоятельный мальчик!»
Не акцентируйте внимание ребенка на отрицательном
результате, если у поступка были благие намерения. Хвалите за желание что-то
сделать, интересные идеи и любознательность.
Особенно акцентируйте те поступки, которые с
наибольшим трудом даются ребенку. Хвалите таким способом, чтобы прогресс мог
отметить и сам ребенок. Это внушит ему мысль о том, что преодолеть собственные
недостатки и достичь цели в его силах.
В похвале не должно звучать сравнения с другим
ребенком, вне зависимости от того, в чью пользу идет сравнение. Даже в случае,
когда достижения или личностные достоинства ребенка оказываются выше, чем у
сверстников, есть вероятность, что такая похвала - сравнение станет причиной
формирования у него позиции превосходства и пренебрежения по отношению к ним,
как менее успешным. Лучше сравнивайте малыша с ним же самим - таким, каким он
был недавно.
Чаще хвалите ребенка за то, что он делает для других,
а не только для себя. Если какое-либо действие больше не вызывает у ребенка
затруднений в выполнении, сделайте так, чтобы результатами его труд могли
пользоваться окружающие. И обязательно похвалите его за заботу о другом
человеке.
А если захвалим? Это опасение высказывается очень
часто. Захвалить ребенка, у которого есть какие-то проблемы, просто невозможно.
Слишком часто он чувствует себя «белой вороной», слишком много неудач уже
успело омрачить его недолгое существование. У каждого «трудного» ребенка свои
промахи, которые он, будучи, как правило, повышенно чувствительным и ранимым,
переживает тяжелее, чем обычные дети. Похвала может лишь частично вознаградить
ребенка за тягостные переживания, павшие на его долю с самого нежного возраста.
Дети без особых психологических проблем так остро в одобрении окружающих не
нуждается. Это, конечно, не означает, что похвала им совсем не нужна.
Все вышесказанное не означает, что ребенку не следует
делать замечаний и исправлять его недостатки. Однако замечаний должно быть
намного, в несколько раз меньше, чем похвал. Общий фон, настрой обязательно
должен быть позитивным. Иначе замечания цели не достигнут, а ребенок начнет
бодрить себя сам.
|