1. Что такое неблагополучная семья?
Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке в неблагополучной семье, значить говорить о том:
*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.
*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка.
*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка
*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
2. Понятие семейного неблагополучия.
Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. Мы даже не задумываемся, а что, собственно, это такое?
Какую семью можно назвать неблагополучной? Семью, где родители беспробудно пьют? Или где родители все время работают, а ребенок целыми днями на улице? Сегодня многие специалисты утверждают, что семья, в которой мать или отец (а то и вместе) пьют, лишь немногим хуже той, где взрослые не страдают никакими вредными привычками, кроме одной – им нет дела до собственных детей.
Неблагополучная семья для ребенка – это не синоним асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной
2.1. Принятая терминология
СЛАЙД 3
На Западе термин «неблагополучная семья» не имеет чёткого определения. В результате употребляется широкий спектр синонимов данного понятия: «социально уязвимая семья – семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»; «неблагополучная семья», «дисфункциональная семья», семьи группы риска, «негармоничная семья», «проблемная семья».
2.2. «Неблагополучная семья» в восприятии респондентов.
СЛАЙД 4
По мнению респондентов (специалистов, родителей, населения и общественности) «Неблагополучная семья» – это:
1. семья, где имеет место злоупотребление алкоголем и наркотиками (54% респондентов),
2. семья, где нет взаимопонимания между родителями (30%),
3. материально необеспеченная семья (34%),
4. семья, где нет взаимопонимания между детьми и родителями (23%),
5. неполная семья (17%),
6. семья, в которой есть дети с отклонениями в развитии (9%).
По мнению специалистов, наиболее сильные источники неблагополучия:
Алкоголизм в семье;
Бедность семьи;
Конфликты в семье между родителями
Конфликты в семье между детьми и родителями.
Учитывая очень высокую силу их воздействия на семью и на ребенка (на карте они находятся на отрицательной стороне оси координат) мы выделили их в отдельную группу.
Объяснением того, что именно эти признаки выделены отдельно, служит то, что они, присутствуя в семье отдельно или вместе, обязательно отрицательно отразятся не только на взрослых членах семьи, а именно на детях и степень их отражения будет губительна.
Более слабые источники неблагополучия это:
Неполные семьи
Семьи, где есть дети с ограниченными возможностями.
Таким образом, неблагополучная семья – это семья, в которой имеются дефекты воспитания детей, иначе, где обесцениваются или игнорируются основные семейные социальные функции:
· всестороннее образование членов семьи,
· гармоничное воспитание и социализация детей,
· обучение навыкам поведения в обществе и семье,
· воспитание уважения к ценностям семейной жизни,
· передача и закрепление традиций и привычек здорового образа жизни)
В результате функционирования такой семьи появляются «трудные дети».
СЛАЙД 5
Неблагополучные семьи можно условно разделить на следующие группы:
I. Неблагополучные семьи с большой степенью воздействия неблагополучия на ребенка
1. асоциальные семьи – это семьи, где родители тунеядцы, употребляют алкоголь, наркотики, нарушают все нормы и порядки социума.
2. конфликтные семьи, где нет взаимопонимания между родителями, в семье присутствуют ссоры, скандалы.
3. конфликтные семьи по отношению к ребенку, где родители не понимают либо не принимают личностное «Я» ребенка, вследствие чего возникают конфликты в детско-родительских отношениях.
4. семьи с низким материальным достатком (бедность, безработица и тд.).
II. Неблагополучные семьи с менее выраженной степенью воздействия неблагополучия на ребенка (семьи социального риска)
1. семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).
2. семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями.
СЛАЙД 6 – причины неблагополучия
3. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка.
СЛАЙД 8, 9,10
Нарушения поведения – 50%
· Бродяжничество;
· Агрессивность;
· Хулиганство;
· Кражи;
· Вымогательство;
· Правонарушения;
· Аморальные формы поведения;
· Неадекватные реакции на замечания взрослых.
Нарушения развития детей- 70%.
· Низкая успеваемость;
· Неврастения;
· Отсутствие навыков личной гигиены;
· Неуравновешенность психики;
· Подростковый алкоголизм;
· Подростковая проституция;
· Болезни;
· Недоедания;
· Уклонение от учебы.
Нарушения общения- 40%
· Конфликты с учителями;
· Частое употребление неформальной лексики;
· Суетливость или гиперактивность;
· Конфликты с родителями;
· Контакты с криминогенными группировками.
СЛАЙД 11, 12
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
утомленный, сонный вид;
санитарно-гигиеническую запущенность;
склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
неумеренный аппетит;
задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом;
чрезмерная потребность в ласке;
проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
трудности в обучении.
4. Приёмы работы педагогов с неблагополучными семьями.
СЛАЙД 13
1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
СЛАЙД 14
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3, Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
СЛАЙД 15,16
БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.
1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. )
2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )
3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают)
Задача всего педагогического коллектива, работающих с подростками, воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии - сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
- Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
не сотрудничающих друге другом.
- Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
- Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.
- Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
- Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
- Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
- Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
- Вам необходимо поощрять успехи, замечать даже незначительные рост
и достижений действий семьи.
- Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
- Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.
- Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
- Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.
|