Практический психолог ЭУВК№5: Котляревская Елена Александровна

Меню сайта
Категории раздела
методические разработки [4]
ПСИХОЛОГИЯ В КАРТИНКАХ и ПРИТЧАХ [10]
Телефоны горячих линий [4]
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ [12]
Анкеты для педагогв [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » методические разработки

Полилог «Раннее выявление и профилактика неблагополучия в семьях»

 

1. Что такое неблагополучная семья?

Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке в неблагополучной семье, значить говорить о том:

*Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие.

*Как отражается семейное неблагополучие на ребенка.

*Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка

*Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

 

2. Понятие семейного неблагополучия.

Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. Мы даже не задумываемся, а что, собственно, это такое?

Какую семью можно назвать неблагополучной? Семью, где родители беспробудно пьют? Или где родители все время работают, а ребенок целыми днями на улице? Сегодня многие специалисты утверждают, что семья, в которой мать или отец (а то и вместе) пьют, лишь немногим хуже той, где взрослые не страдают никакими вредными привычками, кроме одной – им нет дела до собственных детей.

Неблагополучная семья для ребенка – это не синоним асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной

 

2.1. Принятая терминология

СЛАЙД 3

На Западе термин «неблагополучная семья» не имеет чёткого определения. В результате употребляется широкий спектр синонимов данного понятия: «социально уязвимая семья – семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»; «неблагополучная семья», «дисфункциональная семья», семьи группы риска, «негармоничная семья», «проблемная семья».

 

2.2. «Неблагополучная семья» в восприятии респондентов.

СЛАЙД 4

По мнению респондентов (специалистов, родителей, населения и общественности) «Неблагополучная семья» – это:

1. семья, где имеет место злоупотребление алкоголем и наркотиками (54% респондентов),

2. семья, где нет взаимопонимания между родителями (30%),

3. материально необеспеченная семья (34%),

4. семья, где нет взаимопонимания между детьми и родителями (23%),

5. неполная семья (17%),

6. семья, в которой есть дети с отклонениями в развитии (9%).

 

По мнению специалистов, наиболее сильные источники неблагополучия:

 Алкоголизм в семье;

 Бедность семьи;

 Конфликты в семье между родителями

 Конфликты в семье между детьми и родителями.

Учитывая очень высокую силу их воздействия на семью и на ребенка (на карте они находятся на отрицательной стороне оси координат) мы выделили их в отдельную группу.

Объяснением того, что именно эти признаки выделены отдельно, служит то, что они, присутствуя в семье отдельно или вместе, обязательно отрицательно отразятся не только на взрослых членах семьи, а именно на детях и степень их отражения будет губительна.

 

Более слабые источники неблагополучия это:

 Неполные семьи

 Семьи, где есть дети с ограниченными возможностями.

Таким образом, неблагополучная семья – это семья, в которой имеются дефекты воспитания детей, иначе, где обесцениваются или игнорируются основные семейные социальные функции:

· всестороннее образование членов семьи,

· гармоничное воспитание и социализация детей,

· обучение навыкам поведения в обществе и семье,

· воспитание уважения к ценностям семейной жизни,

· передача и закрепление традиций и привычек здорового образа жизни)

 

В результате функционирования такой семьи появляются «трудные дети».

СЛАЙД 5

Неблагополучные семьи можно условно разделить на следующие группы:

I. Неблагополучные семьи с большой степенью воздействия неблагополучия на ребенка

1. асоциальные семьи – это семьи, где родители тунеядцы, употребляют алкоголь, наркотики, нарушают все нормы и порядки социума.

2. конфликтные семьи, где нет взаимопонимания между родителями, в семье присутствуют ссоры, скандалы.

3. конфликтные семьи по отношению к ребенку, где родители не понимают либо не принимают личностное «Я» ребенка, вследствие чего возникают конфликты в детско-родительских отношениях.

4. семьи с низким материальным достатком (бедность, безработица и тд.).

II. Неблагополучные семьи с менее выраженной степенью воздействия неблагополучия на ребенка (семьи социального риска)

1. семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

2. семьи, где есть ребенок с ограниченными возможностями.

СЛАЙД 6 – причины неблагополучия

 

3. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка.

СЛАЙД 8, 9,10

Нарушения поведения – 50%

·         Бродяжничество;

·         Агрессивность;

·         Хулиганство;

·         Кражи;

·         Вымогательство;

·         Правонарушения;

·         Аморальные формы поведения;

·         Неадекватные реакции на замечания взрослых.

Нарушения развития детей- 70%.

·         Низкая успеваемость;

·         Неврастения;

·         Отсутствие навыков личной гигиены;

·         Неуравновешенность психики;

·         Подростковый алкоголизм;

·         Подростковая проституция;

·         Болезни;

·         Недоедания;

·         Уклонение от учебы.

Нарушения общения- 40%

·         Конфликты с учителями;

·         Частое употребление неформальной лексики;

·         Суетливость или гиперактивность;

·         Конфликты с родителями;

·         Контакты с криминогенными группировками.

СЛАЙД 11, 12

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

 утомленный, сонный вид;

 санитарно-гигиеническую запущенность;

 склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

 неумеренный аппетит;

 задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом;

 чрезмерная потребность в ласке;

 проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

 проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

 трудности в обучении.

 

4. Приёмы работы педагогов с неблагополучными семьями.

СЛАЙД 13

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

 

СЛАЙД 14

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ?

1 . Материально-бытовые условия.

2. Эмоционально-нравственный климат.

3, Режим дня ребенка в семье.

4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей

5. Семейный досуг.

6. Уровень педагогической культуры родителей.

 

СЛАЙД 15,16

БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.

1 . Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники. )

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании. )

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают)

Задача всего педагогического коллектива, работающих с подростками, воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии - сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а
    не сотрудничающих друге другом.
  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
  • Если у школьника уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров. А тот потом сам решит, что сделать.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ.

  1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
  2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
  3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
  4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
  5. Вам необходимо поощрять успехи, замечать даже незначительные рост
    и достижений действий семьи.
  6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
  7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.
  8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
  9. Не показывайте, что Вы пришли и семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы “перспективных линий” — от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.


 

Категория: методические разработки | Добавил: lenusida (18.05.2015)
Просмотров: 1336 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Часики
Поиск
Википедия
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz