Ход практикума.
1.Вступительное слово психолога.
Агрессия – достаточно сложное и противоречивое явление. Она предстаёт во множестве форм и проявлений. В основе агрессивного поведения лежат инстинктивные побуждения. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией ребёнка в ходе борьбы за свои интересы, за выживание.
2.Игра в круге «Продолжи фразу: «Я злюсь, когда …»»
Цель: формирование навыков рефлексии.
Участники продолжают сидеть в круге. Ведущий, передавая мяч-мякиш, просит родителей подумать и продолжить фразу: «Я злюсь, когда …». Мяч-мякиш должен побывать в руках каждого участника встречи.
3.Игра-активатор «Взятие замка».
Цель: содействие отреагированию агрессии.
Материалы: одноразовые стаканчики, мячик из воздушного шарика, энергичная музыка.
Инструкция: Используя одноразовые стаканчики, строится на стуле или столе замок-пирамида. Слегка надувается воздушный шарик, чтобы получился небольшой мячик. Можно поделить группу на две подгруппы. Соответственно, строятся два замка и подготавливается два мяча. Участник отходит от замка на расстояние 10 шагов. По сигналу педагога необходимо «разбомбить» замок мячиком.
Т.к. мячик лёгкий, сделать это не так просто. С 10 шагов предполагается три попытки. Если замок не взят, можно подойти на три шага и продолжить взятие.
При групповой работе подгруппы выстраиваются в шеренгу напротив своего замка. По команде ведущего они начинают бомбить замок. Сначала первый бросает мяч и уходит в конец шеренги, затем второй и т.д. При необходимости расстояние сокращается. Побеждает та подгруппа, которая быстрее разрушила замок.
Далее проводится обсуждение:
- Что Вы сейчас чувствуете?
- Что Вы чувствовали, когда совершали попытки взятия замка, а мяч либо не долетал, либо Ваш удар был слабоват?
- Сколько попыток Вы сделали, прежде чем достигли цели?
- Что чувствует победитель, наконец-то взявший замок?
- Что помогло Вам достичь цели?
4. Ознакомление с темой практикума.
На формирование агрессивных форм поведения детей сильное влияние оказывают условия семейного воспитания: равнодушие к эмоциональному миру детей и их интересам, противоречивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и ограничений со стороны родителей.
Опыт работы с агрессивными детьми и их семьями показывает, что родители агрессивных детей часто нуждаются в психотерапевтической помощи, а также в приобретении навыков конструктивного взаимодействия с собственными детьми. Для этой цели мы разработали специальное занятие для вас, на котором вы посредством практических упражнений обучитесь приёмам позитивного общения со своими детьми, в результате чего, возможно, снизится уровень конфликтных взаимоотношений.
5. Мозговой штурм «Факторы воспитания, которые способствуют формированию негативных эмоциональных состояний детей»
- Сформулируем основные факторы воспитания и стиля общения со стороны родителей, на которые дети реагируют наиболее остро и которые способствуют формированию наиболее устойчивого агрессивного поведения детей.
- противоречивость требований к ребёнку со стороны родителей, в результате чего у ребёнка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
- собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;
- использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);
- негативный стиль общения с ребёнком:
- использование приказов, обвинений и угроз;
- постоянное использование «Ты-сообщений» («ты неправильно сделал..», «как ты смеешь так со мной разговаривать…?» и т.п.)
- вербальные оскорбления детей;
- игнорирование чувств ребёнка, его желаний и интересов.
- Все эти факторы нацеливают ребёнка на борьбу и мстительное поведение.
6. Мини-лекция «Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения»
Чаще всего общение взрослых с детьми, к сожалению, происходит по типу конфликтного взаимодействия, причём в самом остром его виде – борьбы и противостояния, когда интересы двух сторон сталкиваются, и ни одна из них не желает идти навстречу другой стороне, игнорируя чувства и желания друг друга, добиваясь результата (удовлетворения) только для себя. Стиль общения в данном случае – это приказы, обвинения и угрозы, а это нацеливает ребенка на борьбу.
Ребёнок (мальчик 11 лет) приходит из школы. Мама разогревает обед, сын говорит ей, что не хочет есть, что он поест через 1 час и садится за компьютер («отдохнуть от школы»). Далее происходит следующий диалог. Мать настаивает: «Нет, ты поешь сейчас, 10 раз я тебе разогревать не буду».
- Да я сам себе разогрею, сейчас поиграю и поем.
- Нет, ты не поиграешь. Положено есть в два часа. Садись и ешь.
- Вообще не буду есть. Ешь сама свой обед в два часа и оставь меня в покое.
- Как ты с матерью разговариваешь, негодяй? – подходит и выключает компьютер.
Сын включает. Мать выключает и вынимает диск. Сын сбрасывает со стола учебники, одевается и убегает на улицу.
По своей структуре конфликт имеет две стороны:
- внешнюю (видимую)
- внутреннюю (скрытую)
Видимая сторона конфликта проявляется в поведении конфликтующих сторон.
Скрытая сторона связана с их эмоциональным состоянием, с теми чувствами, которые переживают конфликтующие, с их мотивами и интересами. Эта сторона конфликта, как правило, остаётся «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия, но непосредственно влияет на его протекание.
Конфликтное взаимодействие имеет свою динамику и структуру:
1 – стадия нарастания конфликта (нарастание эмоционального возбуждения), но конфликт еще можно предупредить.
2 – стадия реализации конфликта (крайняя эмоциональная возбужденность, демонстрация силовых приемов), нельзя разумно повлиять на конфликт – «стихия должна выплеснуться».
3 – стадия затухания конфликта (исчерпание эмоциональных сил), анализ конфликта, поиск выхода.
Наши чувства , независимо от того, какое это чувство – счастье, печаль, радость, гнев, естественно развиваются по определённому закону:
- они нарастают
- затем происходит их кульминация
- а затем они разрешаются.
Когда чувство достигает определённого уровня интенсивности (критической точки), то его уже нельзя подавить, оно обязательно должно достичь своего пика (так же, как и конфликт, если он не предупреждён на 1-ой стадии)
Этот уровень интенсивности, когда чувство уже нельзя сдержать, совладать с ним (проконтролировать), называется «точкой, из которой нет возврата». Начиная с этой точки, уже нельзя вернуться в прежнее состояние (так же, как и конфликт нельзя остановить, если он перешёл во 2-ую стадию), не пережив до конца внутреннее актуальное эмоциональное состояние «здесь и теперь»; невозможно избавиться от переживаемого чувства, невозможно его проигнорировать и перестать переживать.
У каждого человека свой предел интенсивности (своя критическая точка), который зависит от возраста, темперамента, эмоциональной устойчивости, способности к самоконтролю, личного опыта, образования, мудрости, понимания. У агрессивных детей данный уровень интенсивности («точка из которой нет возврата») весьма низкий (контроль над эмоциями фактически отсутствует).
Начиная с «точки, из которой нет возврата», уже не человек владеет чувством, своим эмоциональным состоянием, а эмоции полностью овладевают человеком, и человек входит «в весьма опасную зону – зону, где нет места мысли».
В этой зоне всякая способность к рассуждению, осмыслению, логическому анализу исчезает.
После того как чувство достигло своего пика, оно ослабевает и идёт на спад (3-я стадия)
Когда чувство разрешилось, человек снова может здраво рассуждать – «зона ясного видения». Когда гнев разрешился, мы чувствуем себя лучше и можем даже забыть о том, что было сказано в минуту гнева.
Когда чувство полностью разрешилось (отреагировалось), человек может ясно осознать, что же он на самом деле хочет, и какое поведение другого человека его устроило бы в связи с этим.
Конфликтная ситуация случается тем чаще и тем острее, чем более выражено игнорирование чувств, внутреннего мира участников по отношению друг к другу, когда эмоции не проговариваются и остаются закрытыми, а участники ориентируются только на внешнее поведение.
Конфликтное общение – это не только столкновение интересов и мотивов, это еще и неконструктивная форма выражения своего чувства (которое лежит в основе любого конфликта), которое пытается отреагировать себя, чтобы прийти к разрешению. Как только чувство услышано и понято, оно позитивно разрешается и конфликтная ситуация, как правило, снимается.
Именно поэтому взрослому крайне важно при общении с агрессивным ребенком быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребенок их услышал. Также взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребенка.
Только так – в непосредственном, повседневном общении – можно научить агрессивного ребенка позитивному, конструктивному общению, сотрудничеству, а именно: наладить контакт с собственным эмоциональным миром и чувствами других людей.
Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми
Позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:
- говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;
- «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;
- не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;
- видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
- обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
7. Овладение языком «Я – высказывания» («Я – сообщения»)
«Я – высказывание» - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты – высказывания). «Я – высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня». Оно не содержит обвинения. После «Я – высказывания» взрослый часто использует просьбу: «Уберись, пожалуйста, в комнате», «Не забудь сделать уроки».
«Я – сообщение» - это способ передать ответственность за свои действия самому ребенку. Ребенок сам решает, что ему делать «в свете новой информации».
«Я – сообщение» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху».
«Ты – высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты – сообщения» взрослый часто использует угрозу или приказ («Делай уроки, в конце концов», «Немедленно уберись в комнате»). Это может вызвать сопротивление и протест.
Пример:
Ребенок что-то спрашивает у матери, разговаривающей с подругой.
Мать:
- («Ты – высказывание»): «Ты можешь закрыть рот, в конце концов? Ты мне мешаешь. Прекратиперебивать!».
- «Я – высказывание»: «Когда я разговариваю с кем-то, мне трудно говорить одновременно с двумя, я начинаю раздражаться, и от этого мне еще сложнее. Пожалуйста, подожди, когда я закончу разговор».
8.Упражнение «Ситуация - чувства»
Родителям предлагается выполнить следующее упражнение:
1.
2.
3.
Ситуация
|
Ваше чувство
|
- Пришёл с улицы в грязной обуви, наследил в прихожей, отказался вымыть ботинки и убрать грязь.
- Ребёнок пропустил занятия в школе, гулял по улице.
|
Раздражение, обида, расстроилась.
Тревога, беспокойство, страх
|
Схема «Я – сообщения»
СИТУЦИЯ
(что делает ребёнок)
|
--------
|
Какие чувства возникают в связи с этим
|
----------
|
Конкретное пожелание
|
Когда ты не моешь грязные ботинки после улицы
|
--------
|
Я начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает
|
----------
|
Я хочу, чтобы ты вымыл ботинки.
|
Когда ты пропускаешь занятия в школе,
|
|
У меня возникает сильная тревога. Я ничего не могу с ней сделать. Я боюсь за твоё будущее
|
|
Я хочу, чтобы ты не пропускал занятия в школе. Пожалуйста, я тебя очень прошу.
|
9. Работа с карточками.
А) Родителям раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами высказываний в виде «Ты - сообщений» и «Я - сообщений». Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я – сообщению».
СИТУАЦИЯ 1
Ребенок громко разговаривает во время обеда.
Ваши слова:
- «Когда я ем, я глух и нем».
- «Что ты так разорался, подавишься. Вот тогда узнаешь, как разговаривать во время еды».
- «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом».
|
СИТУАЦИЯ 2
Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выполнил часть домашнего задания по школе.
Ваши слова:
- « Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?».
- «Опять ничего не сделано. Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки делать».
- «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».
|
СИТУАЦИЯ 3
Вам необходимо сделать определенную работу дома (например, подготовиться к приходу гостей), а ваш ребенок постоянно отвлекает вас: задает вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.
Ваши слова:
- «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята. Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».
- «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».
- «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».
|
СИТУАЦИЯ 4
Вы попросили ребенка сделать какую – либо работу по дому (вынести мусор, помыть посуду, сходить в магазин), а он вместо этого играет на компьютере.
Ваши слова:
- «Когда, наконец, ты перестанешь играть в свой компьютер? Я его выброшу.
- «Сколько можно тебя просить? Ты безответственный!»
- «Я понимаю, что игра очень увлекает. Помоги мне, пожалуйста, а потом продолжишь»
|
Б) Участникам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Им предлагается составить «Ты – сообщение» «Я – сообщение» в связи с описанной ситуацией. Данное упражнение можно делать в парах. Задача партнера отследить, какое эмоциональное состояние возникает на «Ты – сообщение» и какое на «Я – сообщение».
Пример:
СИТУАЦИЯ .
Ребенок поел и оставил тарелку и чашку на столе.
|
Ты – высказывание»: «Ты опять не убрал за собой посуду? Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку»
«Я – высказывание»: «Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе. Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда убиралась в мойку».
СИТУАЦИЯ 1:
Вы зашли в комнату к ребенку, на полу разбросаны игрушки, книжки, а ребенок сидит и смотрит телевизор.
|
СИТУАЦИЯ 2:
Вы попросили ребенка погулять с собакой, в ответ он вам нагрубил.
|
СИТУАЦИЯ 3:
По договоренности с ребенком он должен был прийти с прогулки в 9 вечера, но пришел только в 11 часов.
|
СИТУАЦИЯ 4:
Вам позвонила учительница вашего ребенка и сообщила о его плохих оценках за четверть.
|
Иногда родители и учителя жалуются, что в ответ на их «Я – сообщение» дети игнорируют их высказывание. Ребенок может игнорировать ваше высказывание по следующим причинам:
- возможно, он уже вырос из того правила, которое вы для него когда-то установили. Например, ложиться спать не позднее 22.00, а сыну уже 19 лет и данное требование его совершенно не устроит. В этом случае стоит пересмотреть правила;
- возможно, ребенок манипулирует вами, меряется силами и не хочет сдавать позиции. В этом случае в контекст «Я – сообщений» необходимо включить предупреждение о возможных санкциях, чтобы ребенок начал с вами считаться.
Схема просьбы.
Ваши действия
|
Действия ребенка
|
1
|
«Я – СООБЩЕНИЕ»
Пример:
«Я расстраиваюсь, когда оставляют в беспорядке игрушки»
|
ОТКАЗ,
ИГНОРИРОВАНИЕ
|
2
|
УСИЛЕННОЕ «Я – СООБЩЕНИЕ»
Пример:
«Я очень огорчаюсь, когда оставляют в беспорядке на ковре игрушки, потому что на них можно наступить и сломать».
|
ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИГНОРИРОВАНИЕ
|
3
|
КОНКРЕТНОЕ ПОЖЕЛАНИЕ
Пример:
«Я хочу, чтобы ты убрал за собой игрушки»
|
ОТКАЗ
|
4
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О
САНКЦИЯХ
Пример:
«Если игрушки не будут убраны, то мне придется их спрятать».
|
ОТКАЗ И ДАЛЬШЕ
|
5
|
РЕАЛИЗАЦИЯ САНКЦИЙ
Санкции должны быть выполнимыми и не содержать угроз.
|
|
9. Рефлексия.
|