Практический психолог ЭУВК№5: Котляревская Елена Александровна

Меню сайта
Категории раздела
методические разработки [4]
ПСИХОЛОГИЯ В КАРТИНКАХ и ПРИТЧАХ [10]
Телефоны горячих линий [4]
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ [12]
Анкеты для педагогв [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » методические разработки

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Приёмы эффективного взаимодействия с детьми"

 

Ход практикума.

 

1.Вступительное слово психолога.

 Агрессия – достаточно сложное и противоречивое явление. Она предстаёт во множестве форм и проявлений. В основе агрессивного поведения лежат инстинктивные побуждения. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией ребёнка в ходе борьбы за свои интересы, за выживание.

 

2.Игра в круге «Продолжи фразу: «Я злюсь, когда …»»

Цель: формирование навыков рефлексии.

Участники продолжают сидеть в круге. Ведущий, передавая мяч-мякиш, просит родителей подумать и продолжить фразу: «Я злюсь, когда …». Мяч-мякиш должен побывать в руках каждого участника встречи.

 

3.Игра-активатор  «Взятие замка».

Цель: содействие отреагированию агрессии.

Материалы: одноразовые стаканчики, мячик из воздушного шарика, энергичная  музыка.

Инструкция: Используя одноразовые стаканчики, строится на стуле или столе замок-пирамида. Слегка надувается воздушный шарик, чтобы получился небольшой мячик. Можно поделить группу на две подгруппы. Соответственно, строятся два замка и подготавливается два мяча. Участник отходит от замка на расстояние 10 шагов. По сигналу педагога необходимо «разбомбить» замок мячиком.

     Т.к. мячик лёгкий, сделать это не так просто. С 10 шагов предполагается три попытки. Если замок не взят, можно подойти на три шага и продолжить взятие.

     При групповой работе подгруппы выстраиваются в шеренгу напротив своего замка. По команде ведущего они начинают бомбить замок. Сначала первый бросает мяч и уходит в конец шеренги, затем второй и т.д. При необходимости расстояние сокращается. Побеждает та подгруппа, которая быстрее разрушила замок.

 

     Далее проводится обсуждение:

  • Что Вы сейчас чувствуете?
  • Что Вы чувствовали, когда совершали попытки взятия замка, а мяч либо не долетал, либо Ваш удар был слабоват?
  • Сколько попыток Вы сделали, прежде чем достигли цели?
  • Что чувствует победитель, наконец-то взявший замок?
  • Что помогло Вам достичь цели?

 

 

4. Ознакомление с темой практикума.

     На формирование агрессивных форм поведения детей сильное влияние оказывают условия семейного воспитания: равнодушие к эмоциональному миру детей и их интересам, противоречивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и ограничений со стороны родителей.

     Опыт работы с агрессивными детьми и их семьями показывает, что родители агрессивных детей часто нуждаются в психотерапевтической помощи, а также в приобретении навыков конструктивного взаимодействия с собственными детьми. Для этой цели мы разработали специальное занятие для вас, на котором вы посредством практических упражнений  обучитесь приёмам позитивного общения со своими детьми, в результате чего, возможно, снизится уровень конфликтных взаимоотношений.

 

 

5. Мозговой штурм «Факторы воспитания, которые способствуют формированию негативных эмоциональных состояний детей»

- Сформулируем основные факторы воспитания и стиля общения со стороны родителей, на которые дети реагируют наиболее остро и которые способствуют формированию наиболее устойчивого агрессивного поведения детей.

  • противоречивость требований к ребёнку со стороны родителей, в результате чего у ребёнка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
  • собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;
  • использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негативных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);
  • негативный стиль общения с ребёнком:
  • использование приказов, обвинений и угроз;
  • постоянное использование «Ты-сообщений» («ты неправильно сделал..», «как ты смеешь так со мной разговаривать…?» и т.п.)
  • вербальные оскорбления детей;
  • игнорирование чувств ребёнка, его желаний и интересов.

 

-     Все эти факторы  нацеливают ребёнка на борьбу и мстительное поведение.

 

6. Мини-лекция «Конфликтное взаимодействие взрослых и детей как основа агрессивного поведения»

     Чаще всего общение взрослых с детьми, к сожалению, происходит по типу конфликтного взаимодействия, причём в самом остром его виде – борьбы и противостояния, когда интересы двух сторон сталкиваются, и ни одна из них не желает идти навстречу другой стороне, игнорируя чувства и желания друг друга, добиваясь результата (удовлетворения) только для себя. Стиль общения в данном случае – это приказы, обвинения и угрозы, а это нацеливает ребенка на борьбу.

 

Пример:

Ребёнок (мальчик 11 лет) приходит из школы. Мама разогревает обед, сын говорит ей, что не хочет есть, что он поест через 1 час и садится за компьютер («отдохнуть от школы»). Далее происходит следующий диалог. Мать настаивает: «Нет, ты поешь сейчас, 10 раз я тебе разогревать не буду».

- Да я сам себе разогрею, сейчас поиграю и поем.

- Нет, ты не поиграешь. Положено есть в два часа. Садись и ешь.

- Вообще не буду есть. Ешь сама свой обед в два часа и оставь меня в покое.

- Как ты с матерью разговариваешь, негодяй? – подходит и выключает компьютер.

Сын включает. Мать выключает и вынимает диск. Сын сбрасывает со стола учебники, одевается и убегает на улицу.

 

     По своей структуре конфликт имеет две стороны:

- внешнюю (видимую)

- внутреннюю (скрытую)

Видимая сторона конфликта проявляется в поведении конфликтующих сторон.

 Скрытая сторона связана с их эмоциональным состоянием, с теми чувствами, которые переживают конфликтующие, с их мотивами и интересами. Эта сторона конфликта, как правило, остаётся «за кадром», часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия, но непосредственно влияет на его протекание.    

 

Конфликтное взаимодействие имеет свою динамику и структуру:                                                                                                                                                                                       

      1 – стадия нарастания конфликта (нарастание эмоционального возбуждения), но конфликт еще можно предупредить.

      2 – стадия реализации конфликта (крайняя эмоциональная возбужденность, демонстрация силовых приемов), нельзя разумно повлиять на конфликт – «стихия должна выплеснуться».

     3 – стадия затухания конфликта (исчерпание эмоциональных сил), анализ конфликта, поиск выхода.

     Наши чувства , независимо от того, какое это чувство – счастье, печаль, радость, гнев, естественно развиваются по определённому закону:

  • они нарастают
  • затем происходит их кульминация
  • а затем они разрешаются.

 

     Когда чувство достигает определённого уровня интенсивности (критической точки), то его уже нельзя подавить, оно обязательно должно достичь своего пика (так же, как и конфликт, если он не предупреждён на 1-ой стадии)

     Этот уровень интенсивности, когда чувство уже нельзя сдержать, совладать с ним (проконтролировать), называется «точкой, из которой нет возврата».  Начиная с этой точки, уже нельзя вернуться в прежнее состояние (так же, как и конфликт нельзя остановить, если он перешёл во 2-ую стадию), не пережив до конца внутреннее актуальное эмоциональное состояние «здесь и теперь»; невозможно избавиться от переживаемого чувства, невозможно его проигнорировать и перестать переживать.

     У каждого человека свой  предел интенсивности (своя критическая точка), который зависит от возраста, темперамента, эмоциональной устойчивости, способности к самоконтролю, личного опыта, образования, мудрости, понимания. У агрессивных детей данный уровень интенсивности («точка из которой нет возврата») весьма низкий (контроль над эмоциями фактически отсутствует).

     Начиная с «точки, из которой нет возврата», уже не человек владеет чувством, своим эмоциональным состоянием, а эмоции полностью овладевают человеком, и человек входит «в весьма опасную зону – зону, где нет места мысли».

     В этой зоне всякая способность к рассуждению, осмыслению, логическому анализу исчезает.

     После того как чувство достигло своего пика, оно ослабевает и идёт на спад (3-я стадия)

     Когда чувство разрешилось, человек снова может здраво рассуждать – «зона ясного видения». Когда гнев разрешился, мы чувствуем себя лучше и можем даже забыть о том, что было сказано в минуту гнева.

     Когда чувство полностью разрешилось (отреагировалось), человек может ясно осознать, что же он на самом деле хочет, и какое поведение другого человека его устроило бы в связи с этим.

 

      Конфликтная ситуация случается тем чаще и тем острее, чем более выражено игнорирование чувств, внутреннего мира участников по отношению друг к другу, когда эмоции не проговариваются и остаются закрытыми, а участники ориентируются только на внешнее поведение.

      Конфликтное общение – это не только столкновение интересов и мотивов, это еще и неконструктивная форма выражения своего чувства (которое лежит в основе любого конфликта), которое пытается отреагировать себя, чтобы прийти к разрешению. Как только чувство услышано и понято, оно позитивно разрешается и конфликтная ситуация, как правило, снимается.   

         Именно поэтому взрослому крайне важно при общении с агрессивным ребенком быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребенок их услышал. Также взрослому необходимо развивать собственную способность слушать и слышать чувства ребенка.

Только так – в непосредственном, повседневном общении – можно научить агрессивного ребенка   позитивному, конструктивному общению, сотрудничеству, а именно: наладить контакт с собственным эмоциональным миром и чувствами других людей.

 

Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми

Позитивное, эффективное общение с агрессивным ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

  • говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;
  • «активно слушает» внутренний мир ребенка, мир его чувств;
  • не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;
  • видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;
  • обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

 

 

7. Овладение языком «Я – высказывания» («Я – сообщения»)

     «Я – высказывание» - это прием и способ, с помощью которого взрослый сообщает ребенку о своих чувствах и отрицательных переживаниях, а не о нем и не о его поведении, которое это переживание вызвало (в отличие от «Ты – высказывания). «Я – высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня». Оно не содержит обвинения. После «Я – высказывания» взрослый часто использует просьбу: «Уберись, пожалуйста, в комнате», «Не забудь сделать уроки».

«Я – сообщение» - это способ передать ответственность за свои действия самому ребенку. Ребенок сам решает, что ему делать «в свете новой информации».

«Я – сообщение»  предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху».

«Ты – высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение. После «Ты – сообщения» взрослый часто использует угрозу или приказ («Делай уроки, в конце концов», «Немедленно уберись в комнате»). Это может вызвать сопротивление и протест.

 

Пример:

Ребенок что-то спрашивает у матери, разговаривающей с подругой.

Мать:

 - («Ты – высказывание»): «Ты можешь закрыть рот, в конце концов? Ты мне мешаешь. Прекратиперебивать!».

- «Я – высказывание»: «Когда я разговариваю с кем-то, мне трудно говорить одновременно с двумя, я начинаю раздражаться, и от этого мне еще сложнее. Пожалуйста, подожди, когда я закончу разговор».

 

8.Упражнение «Ситуация - чувства»

  Родителям предлагается выполнить следующее упражнение:

1.

2.

3.

 

 

Ситуация

Ваше чувство

  1. Пришёл с улицы в грязной обуви, наследил в прихожей, отказался вымыть ботинки и убрать грязь.

 

  1. Ребёнок пропустил занятия в школе, гулял по улице.

 

 

Раздражение, обида, расстроилась.

 

 

Тревога, беспокойство, страх

 

Схема «Я – сообщения»

 

СИТУЦИЯ

(что делает ребёнок)

 

      --------

Какие чувства возникают в связи с этим

 

    ----------

Конкретное пожелание

Когда ты не моешь грязные ботинки после улицы

 

      --------

Я начинаю раздражаться и, вообще, меня это расстраивает

 

    ----------

Я хочу, чтобы ты вымыл ботинки.

Когда ты пропускаешь занятия в школе,

 

У меня возникает сильная тревога. Я ничего не могу с ней сделать. Я боюсь за твоё будущее

 

Я хочу, чтобы ты не пропускал занятия в школе. Пожалуйста, я тебя очень прошу.

 

 

9.  Работа с карточками.

   А)   Родителям раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами высказываний в виде «Ты - сообщений» и «Я - сообщений». Необходимо выбрать те, которые наиболее соответствуют «Я – сообщению».

 

 

СИТУАЦИЯ 1

Ребенок громко разговаривает во время обеда.

Ваши слова:

  1. «Когда я ем, я глух и нем».
  2. «Что ты так разорался, подавишься. Вот тогда узнаешь, как разговаривать во время еды».
  3. «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом».

 

СИТУАЦИЯ 2

Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выполнил часть домашнего задания по школе.

Ваши слова:

  1. « Господи, ну когда же ты, наконец, будешь делать уроки вовремя?».
  2. «Опять ничего не сделано. Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки  делать».
  3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».

 

 

СИТУАЦИЯ 3

Вам необходимо сделать определенную работу дома (например, подготовиться к приходу гостей), а ваш ребенок постоянно отвлекает вас: задает вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.

Ваши слова:

  1. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята. Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».
  2. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».
  3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».

 

СИТУАЦИЯ 4

Вы попросили ребенка сделать какую – либо работу по дому (вынести мусор, помыть посуду, сходить в магазин), а он  вместо этого играет на компьютере.

Ваши слова:

  1. «Когда, наконец, ты перестанешь играть в свой компьютер? Я его выброшу.
  2. «Сколько можно тебя просить? Ты безответственный!»  
  3. «Я понимаю, что игра очень увлекает. Помоги мне, пожалуйста, а потом продолжишь»

 

    Б)  Участникам раздаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Им предлагается составить «Ты – сообщение» «Я – сообщение» в связи с описанной ситуацией. Данное упражнение можно делать в парах. Задача партнера отследить, какое эмоциональное состояние возникает на «Ты – сообщение» и какое на «Я – сообщение».

Пример:

 

СИТУАЦИЯ .

   Ребенок поел и оставил тарелку и чашку на столе.

 

 

   Ты – высказывание»: «Ты опять не убрал за собой посуду? Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку»

«Я – высказывание»: «Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе. Мне это обидно. Я хочу, чтобы после еды посуда убиралась в мойку».

 

 

 

СИТУАЦИЯ 1:

Вы зашли в комнату к ребенку, на полу разбросаны игрушки, книжки, а ребенок сидит и смотрит телевизор.

 

 

СИТУАЦИЯ 2:

 

Вы попросили ребенка погулять с собакой, в ответ он вам нагрубил.

 

 

СИТУАЦИЯ 3:

По договоренности с ребенком он должен был прийти с прогулки в 9 вечера, но пришел только в 11 часов.

 

 

 

СИТУАЦИЯ 4:

Вам позвонила учительница вашего ребенка и сообщила о его плохих оценках за четверть.

 

 

Иногда родители и учителя жалуются, что в ответ на их «Я – сообщение» дети игнорируют их высказывание. Ребенок может игнорировать ваше высказывание по следующим причинам:

  • возможно, он уже вырос из того правила, которое вы для него когда-то установили. Например, ложиться спать не позднее 22.00, а сыну уже 19 лет и данное требование его совершенно не устроит. В этом случае стоит пересмотреть правила;
  • возможно, ребенок манипулирует вами, меряется силами и не хочет сдавать позиции. В этом случае в контекст «Я – сообщений» необходимо включить предупреждение о возможных санкциях, чтобы ребенок начал с вами считаться.

 

Схема просьбы.

 

Ваши действия

Действия ребенка

1

«Я – СООБЩЕНИЕ»

Пример:

«Я расстраиваюсь, когда оставляют в беспорядке игрушки»

ОТКАЗ,

 

ИГНОРИРОВАНИЕ

 

2

 

УСИЛЕННОЕ «Я – СООБЩЕНИЕ»

Пример:

     «Я очень огорчаюсь, когда оставляют в беспорядке на ковре игрушки, потому что на                                   них можно наступить и сломать».

 

 

 

ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИГНОРИРОВАНИЕ

3

КОНКРЕТНОЕ ПОЖЕЛАНИЕ

Пример:

 «Я хочу, чтобы ты убрал за собой игрушки»

 

 

 

ОТКАЗ

4

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О

САНКЦИЯХ

Пример:

 «Если игрушки не будут убраны, то мне придется их спрятать».

 

 

 

 

ОТКАЗ И ДАЛЬШЕ

5

РЕАЛИЗАЦИЯ САНКЦИЙ

Санкции должны быть выполнимыми и не содержать угроз.

 

 

 

9. Рефлексия.

 

 

 

Категория: методические разработки | Добавил: lenusida (25.03.2014)
Просмотров: 2596 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 SergIllex  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/stroitelstvo-bystrovozvodimykh-zdaniy-iz-metallokonstruktsiy/>малоэтажных жилых зданий на основе каркаса</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Часики
Поиск
Википедия
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz